Комментарий к докладу епископа Венского и Австрийского Илариона
Выступление епископа Венского и Австрийского Илариона на конференции "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей" заслуживает пристального внимания. По сути, в докладе отражен процесс деградации христианства как мировой религии.
Иларион говорит: «…если мы посмотрим на ситуацию более широко и попытаемся заглянуть в будущее, перспективы христианства представляются не столь уж радужными. В некоторых регионах мира наблюдаются тенденции, которые, как мне кажется, должны вызывать серьезное беспокойство. Впервые за много десятилетий можно говорить о существенном ослаблении позиций традиционного христианства в Латинской и Южной Америке, где сотни тысяч верующих становятся адептами сект, новых религиозных движений, различных харизматических групп. В Северной Америке скандалы, вызванные безнравственными поступками клириков, нанесли столь серьезный урон Церкви, что целые диоцезы вынуждены объявлять себя банкротами».
Трудно не согласиться с докладчиком. Действительно, за последние десятилетия роль христианства в жизни многих людей стала уменьшаться. Основными причинами, на мой взгляд, являются: разочарование в религии вообще и переход к другому вероисповеданию. Почему люди перестают верить в Христа? Ответ очевиден. Если вам постоянно говорят одно, а в жизни вы видите совершенно другое, то, поневоле, начинаешь задумываться в правильности получаемой информации. Христианство в плане фальсификации исторических данных, искажении научных фактов и откровенной лжи, по-видимому, превзошло все остальные мировые религии.
История христианства, с самого начала и до наших дней, пропитана кровью людей, насилием над личностью и целыми народами. Католическая церковь признала свою вину перед человечеством, православная – нет! Более того, православие в России в последние годы, благодаря поддержке властей, в нарушение Конституции, проводит безрассудную, агрессивную политику в отношении всего российского общества, даже в отношении своих верующих!
Из сообщений прессы, мы постоянно слышим о развратных действиях отдельных христианских священников, о коррупции и мошенничестве в среде церковнослужителей. Все это, конечно, не прибавляет веса христианству!
«Тревожные процессы происходят в Европе - колыбели западного христианства. Во многих странах Западной Европы катастрофически не хватает кандидатов на священство, которых приходится импортировать из Восточной Европы, Азии или Южной Америки. Резко падает число молодых людей, считающих себя христианами и посещающих церковь. В Вене, согласно статистике, впервые за многие столетия число людей, принадлежащих к Католической Церкви, упало ниже 50 процентов. Демонстративный выход из Церкви стал обычным явлением; некоторые бывшие верующие даже просят, чтобы им дали сертификат о том, что совершенное над ними таинство крещения аннулируется».
Католические храмы в Европе пустеют, а православные и никогда не были полными! На мой взгляд – это общемировая тенденция, просто Европа уже здорово оторвалась от других в плане своего исторического развития. Европа находится на стадии перехода в новое качество: религиозное видение мира уступает научному мировоззрению. Европейская цивилизация достигла того уровня, когда религиозные догмы перестали владеть умами многих граждан, а библейские сказки уже больше не удовлетворяют познавательным потребностям людей. Отсюда и массовый уход молодежи из лона церкви!
«Традиционный христианский взгляд на семью более не является господствующим в Европе. Многодетные семьи стали редкостью: все больше становится семей с одним ребенком, все больше бездетных и неполных семей. Христианское население Европы неуклонно сокращается; одновременно стремительно растет число европейских мусульман».
Думаю, что исчезновение многодетных семей – результат не отхода от христианства, а многофакторная причина, в которой, несомненно, надо разбираться. А вот увеличение мусульман в Европе – это печальный факт, который может привести к тяжелым последствиям. Здесь следует хорошенько подумать и сделать все, чтобы не было перекоса в сторону ислама. На мой взгляд, усиление роли любой религии – это большая опасность для любой страны!
«Все эти процессы хорошо известны, и о них достаточно много говорится в прессе - как церковной, так и светской. Я упоминаю о них не для того, чтобы вызвать панику, но для того, чтобы мы могли вместе подумать о тех вызовах, которые стоят сегодня перед традиционным христианством, и о тех ответах, которые мы могли бы совместно дать этим вызовам».
Налицо попытка объединить православную и католическую церковь в борьбе с антихристианскими тенденциями. Все это показывает, что православие, если не агонизирует, то находится в прединфарктном состоянии, несмотря на огромные усилия российских мракобесов (не имею в виду простых верующих).
«Вызовы христианству сегодня приходят как изнутри, так и извне. Вызовы извне весьма многочисленны. Прежде всего, это воинствующий секуляризм, который одерживает все более впечатляющие победы на европейском общественном поле, заявляя о себе как о единственной легитимной мировоззренческой системе, на основе которой должен строиться новый мировой порядок - как в Европе, так и за ее пределами. Стремление вытеснить религию из общественной сферы, отвести ей место на задворках человеческого бытия, свести ее исключительно к области частной жизни отдельных индивидуумов - вот та программа, над выполнением которой трудятся представители современного воинствующего секуляризма. Мы являемся свидетелями последовательного, систематического и целенаправленного наступление секуляризма на остатки европейской христианской цивилизации, желание покончить с ней раз и навсегда. Это наступление происходит под барабанный бой сторонников демократии и либеральных ценностей, под громкие крики о защите прав и свобод граждан. При этом, однако, под вопрос ставится основное право человека - открыто исповедовать веру в Бога; под угрозой оказывается право человеческого сообщества строить свою жизнь на основе религиозного мировоззрения».
Отрадно слышать, тем более из уст священника, что здравый смысл и объективный взгляд на вещи становятся реалиями современной жизни! В отличие от Европы, Россия опять не только отстает в своем духовном развитии, но и пытается остаться навсегда в средневековом мраке поповщины и суеверий!
Насчет «воинствующего секуляризма» г. епископ явно преувеличивает, если не сказать большего: никто не гоняет и не преследует верующих. А то, что вера – сугубо личное дело – это правильно и справедливо!
Непонятно, с чего это докладчик решил, что вера – это основное право человека!!!??? На мой взгляд, основное право человека – это право на достойную жизнь, а уж потом на все остальное! И непонятно, кто запрещает в Европе открыто исповедовать веру в Бога!!!??? Здесь уже явная ложь!!!
«Наступление воинствующего секуляризма на христианство приобретает особый размах в контексте глобализационных процессов, затрагивающих все более широкие слои населения во всем мире. Глобализация - процесс многомерный, многоплановый и многоуровневый. Глобализация влияет как на мир в целом, так и на отдельные страны и регионы, как на все человеческое сообщество, так и на конкретных людей; она затрагивает политику и экономику, мораль и право, науку и искусство, образование и культуру. Глобализация накладывает свой отпечаток практически на все сферы жизнедеятельности человека, за исключением, пожалуй, одной: религии. Только религия сегодня последовательно сопротивляется отчаянному натиску глобализма, вступая в неравный бой за защиту тех ценностей, которые она считает основополагающими и которым глобализация бросает вызов. И только религия способна противопоставить идеологии глобализма свою систему духовно-нравственных ориентиров, основанную на многовековом опыте поколений, сформировавшихся в доглобализационную эпоху».
К сведению докладчика и других поборников национализма, глобализация – это объективный процесс, который нельзя остановить и который будет развиваться и дальше, несмотря на все попытки антиглобалистов. Поэтому настраивать церковь на борьбу с прогрессом – это заведомо провальное дело!
«Вызов христианству бросает и та «диктатура релятивизма», о которой за несколько дней до своего избрания папой Римским говорил кардинал Йозеф Ратцингер. По его словам, релятивизм «не признает никаких ограничений и выдвигает в качестве конечного критерия собственное эго человека и его желания». Релятивизм стал господствующей идеологией в сфере начального, среднего и высшего образования в большинстве учебных заведений Европы. С малых лет человеку внушается, что нет абсолютных нравственных норм и ценностей, что религия - это принадлежность прошлого, что главной ценностью для человека должно стать его собственное благополучие и комфорт. Об этой тенденции в образовательной сфере с нескрываемым удовлетворением говорит либеральный философ Ф.Фукуяма: «Современное образование стимулирует определенные тенденции к релятивизму, то есть учению, в котором все горизонты и системы ценностей относительны, связаны со своими местом и временем, и никакие слова не суть истина… Последний человек в конце истории знает, что незачем рисковать жизнью ради какой-то великой цели, поскольку считает историю полной бесполезных битв, где люди дрались друг с другом, решая, следует ли быть христианином или мусульманином, протестантом или католиком».
Я не являюсь сторонником релятивизма, однако, насчет нравственных норм и ценностей согласен с их относительностью. Относительность доказывается самой историей развития человеческого общества: нравственные нормы в первобытном обществе и в современном – это как небо и земля. Рисковать жизнью ради великой цели – это способность только человека! Однако, на современном этапе развития цивилизации, войны не лучший способ доказывания своей правоты! То, что релятивизм подтачивает корни христианства, является доказательством слабости самого христианства.
«Реальность, однако, свидетельствует о том, что для миллионов людей на земном шаре вовсе не безразлично, быть ли им христианами или мусульманами, протестантами, православными или католиками. И многие из них готовы не только «рисковать жизнью ради великой цели», но, если необходимо, то и отдать жизнь за свою веру, как это произошло с десятками тысяч мучеников и исповедников веры в России XX века. Их подвиг, а также беспрецедентное по масштабам религиозное возрождение последних полутора десятилетий в России и ряде стран Восточной Европы свидетельствуют о том, что религиозный этап в развития человечества отнюдь не пройден и что вера способна вдохновлять людей в наши дни, как и столетия назад».
В том – то и вред современной религии, что она готова использовать жизнь людей в своих, зачастую, антигуманных и безнравственных целях. Это и террористы, и смертники, и российские хоругвеносцы. Отдать жизнь за другого человека, за Родину – это одно! А отдавать жизнь за иллюзию, за духовный наркотик – это уже другое дело!
Большинство, так называемых, мученников в России были прямыми пособниками белогвардейцев и откровенных бандитов и боролись они с советской властью отнюдь не молитвами и проповедями!
Наблюдаемое «возрождение» православия в России и странах Восточной Европы не более чем пропагандистская шумиха, призванная реанимировать религию в этих странах. Однако, даже по словам священников, большинство новых «православных» ни разу не открывало Библию, не знают ни одной молитвы, не ходят в церковь и не соблюдают церковные обряды и ритуалы. Православие, по крайней мере в России, сейчас больше мода, чем вера!!! И, если церковники не успокоятся и будут насильно внедрять свои правила в жизнь россиян, то сами же потом пожалеют!!
«Отвергнув те духовно-нравственные ценности, которые лежат в основе традиционного религиозного мировоззрения, секуляризм нанес удар не столько по религиозным общинам, сколько по самому человеческому сообществу, прежде всего по семье и детям. Подорванными оказались традиционные представления о нерасторжимости брака, о брачной верности, о чадородии: эти представления в Европе подвергаются систематическому осмеянию и оплеванию со стороны либералов и демократов всех мастей. Вместо супружеской верности предлагается «свободная любовь», однополое партнерство приравнивается к брачному союзу, чадородию противопоставляется «планирование семьи». Разрушение института семьи и чадородия является тягчайшим преступлением против человечества, за которое либералы и секуляристы будут нести ответственность перед историей. Именно отказ от традиционной семейной этики лежит в основе того тяжелейшего демографического кризиса, который охватил многие страны Европы и который грозит вымиранием ее христианскому населению».
Данное высказывание г. епископа – откровенная ложь, которая полностью остается на его совести!!! Институт семьи в Европе имеет давнюю историю и во многом превзошел деспотические семейные отношения как в России, так и на Ближнем и Среднем Востоке. Ни один здравомыслящий секулярист не отрицал и не отрицает роль семьи в жизни человеческого общества! Ни одно либеральное правительство в Европе не призывало покончить с семейными отношениями! Демографические проблемы в Европе, как впрочем и в России, являются последствиями очень многих факторов и молитвами их не решить! Тем более их не решить теми методами, которые предлагают священники.
Что касается однополых браков, то здесь, конечно, очень сложная ситуация: с одной стороны, геи тоже люди, с другой - такой союз заведомо бездетный. Поэтому необходимо думать над этой проблемой, но призывать на помощь Бога – бесполезно!
«Тоталитарные секты и так называемые новые религиозные движения представляют еще один реальный миссионерский вызов для Церкви в ХХI веке. И на этот вызов мы призваны дать совместный ответ. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, тоталитарные секты и новые религиозные движения «подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаясь найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, эзотерике, а подчас и обыкновенном оккультизме». Эти движения и секты «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой». Их деструктивная деятельность «приводит не только к искажению смысла христианского благовестия, но и к разрушению национальной духовной культуры»».
Господин епископ наверное забыл, что христианство зародилось именно как религиозная община (секта) и вначале насчитывало лишь несколько сотен своих сторонников. Все, что говорит докладчик о современных религиозных сектах можно отнести и к раннехристианским сектам в римской империи. Поэтому выступать с осуждением новых религиозных течений, значит осуждать и свое прошлое!!!
Что касается «духовной культуры» христианства, то это очень спорный вопрос: наряду с положительными явлениями, христианство привнесло в жизнь людей и много мрачных, кровавых страниц!
«Сегодняшние сектанты используют новейшие способы контролирования сознания людей, методы пропаганды и вербовки; многие секты обладают мощными финансовыми структурами. Бесконтрольная деятельность «новых религиозных движений» наносит серьезный вред здоровью людей, попирает фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу, государству, бросает вызов традиционным ценностям. Претендуя на исключительную правоту, лидеры сект, скрывая свои истинные цели, очень часто прикрываются различными религиозными, политическими, образовательными, культурологическими и иными лозунгами.
Опасность псевдорелигиозной экспансии стала уже давно и отчетливо понята некоторыми европейскими странами, такими как Германия, Франция, Бельгия, Польша: эти страны приняли целый ряд мер, ограничивающих деятельность деструктивных движений и сект. Проблематика сект и новых религиозных движений нашла свое отражение в документах и решениях Ассамблеи Совета Европы, рекомендациях Европейской парламентской ассамблеи, решениях кабинета министров Совета Европы и Европарламента».
Если заменить слова секты и сектанты на церковь и священников, то все вышесказанное останется верным!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
«Однако и Церковь не может, в силу своего призвания к непрестанному свидетельствованию об Истине, оставаться в стороне от этой проблемы. И мы должны признать, что какая-то часть вины за широкое распространение сект лежит на нас, представителях традиционных Церквей. Статистика показывает, что адептами тоталитарных сект нередко становятся не атеисты, обратившиеся вдруг к новому заинтересовавшему их учению, а люди, которые не были услышаны в Церкви, куда они приходили за духовной помощью и где они не встретили должного отношения и понимания. Мы должны более внимательно и чутко подходить к проблемам современных людей, многие из которых ищут сегодня в Церкви опору в сложной жизненной ситуации. Необходимо говорить с людьми на языке современного общества, жизнь и проблемы которого нужно знать. Не надо страшиться обличать пагубные ловушки, не забывая при этом о том, что бороться нужно с ложью, а не с людьми. Сектанты - это чада Божии, «за которых умер Христос», одинаково любящий каждое Свое создание».
Самое лучшее, что могла бы сделать церковь – это не лезть туда, где она может принести только вред. А еще лучше подать пример сектам – покаяться перед обманутыми верующими и уйти на покой!
«Исламский фундаментализм представляет еще один вызов для традиционного христианства. Правила политкорректности, навязанные большинству европейцев, не позволяют говорить об «исламской угрозе». Чаще всего мы слышим о том, что ислам - это мирная религия, и лишь отдельные экстремисты и террористы пытаются использовать ее в своих антигуманных целях. На фоне этих разговоров, однако, в Афганистане выносится смертный приговор за переход в христианство, в Индонезии мусульмане сжигают христианские храмы, а в Косово - на глазах у всего мирового сообщества и в присутствии так называемых «миротворческих сил» - происходит систематическое и варварское разрушение древних христианских святынь. Либеральные политики призывают мусульман интегрироваться в западное общество, но многие мусульмане к этому вовсе не стремятся, а от отдельных наиболее воинственных имамов исходят призывы объявить джихад всей западной цивилизации и захватить Европу».
Ислам – наиболее агрессивное вероучение, поэтому здесь я согласен с докладчиком. Европейским странам нужно очень пристально следить за исламскими эмигрантами!
«Если говорить о вызовах традиционному христианству изнутри самого христианства, то главным из них, на мой взгляд, является либерализация доктринального, экклезиологического и нравственного учения во многих протестантских общинах. Этот процесс на экклезиологическом уровне привел к введению института женского священства, а также к целому ряду других нововведений, неприемлемых с точки зрения традиционного христианства. В области христианской этики данный процесс привел, в частности, к пересмотру традиционных представлений о браке и семье, о супружеской верности и целомудрии, к признанию допустимости так называемых «однополых браков» и даже к введению специального ритуала «благословения» подобных союзов. В доктринальном плане тот же процесс нередко ведет догматическому релятивизму, допускающему вольное толкование многих основополагающих истин христианства, таких как учение о Святой Троице и о Воскресении Христовом. Становится все сложнее говорить о «христианстве» как единой вероучительной и нравственной системе: все более очевидным и вопиющим становится глубокое расхождение во взглядах между христианами Традиции и христианами либерального толка».
Развитие человеческой цивилизации нельзя остановить! У этого развития есть свои объективные законы. Познание человеком материального мира доказывает, что материя (объективный мир) не укладывается в религиозные догмы. Объяснение устройства мироздания как воли Божей уже не может удовлетворить познавательные потребности человека. Поэтому происходит то, о чем говорит в своем докладе г. епископ.
Христианство прошло свой пик развития и вступило в фазу деградации – вот почему и возникли те вызовы, о которых говорилось выше. Хочет или нет понять это христианская церковь - участь ее предрешена. И вопрос здесь лишь в том, как уйти в историю - спокойно и с достоинством или напоследок «хлопнуть дверью» и напакостить человечеству!
«В создавшейся ситуации представляется своевременной и необходимой консолидация сил именно тех христианских общин, которые готовы отстаивать традиционную версию христианства в противовес всем его возможным либеральным версиям. К числу таких общин относятся, прежде всего, Католическая и Православная Церкви, а также Древние Восточные (дохалкидонские) Церкви. Я не говорю сейчас о тех серьезных догматических и экклезиологических разногласиях, которые существуют между этими Церквами и которые могут и должны обсуждаться в рамках двусторонних диалогов. Я говорю о необходимости заключения между этими Церквами некоего стратегического альянса, пакта или договора для защиты традиционного христианства как такового - защиты от всех вызовов современности, исходящих как изнутри, так и извне, будь то либерализм, сектантство, исламский фундаментализм, воинствующий секуляризм или релятивизм.
До настоящего времени христианский консерватизм в Европе отождествлялся почти исключительно с Католической Церковью, тогда как позиция православных оставалась малоизвестной. Если бы католики и православные выступили единым фронтом, голос Православных Церквей стал бы гораздо более слышимым, позиция же Католической Церкви получила бы мощную дополнительную поддержку. Не будем забывать о том, что в Европе в настоящее время проживает около 280 миллионов католиков и около 210 миллионов православных. Вместе они составили бы полумиллиардную армию, способную защитить свои ценности и идеалы».
К сожалению, г. епископ, по-видимому, является сторонником радикальных мер. Как- то не по христиански звучат слова: стратегический альянс, армия, единый фронт. Впечатление такое, что говорит генерал, а не богослов!!! Если это все, что может предложить церковь, то становится как то не по себе!
Я не привожу концовку доклада, в которой докладчик рассуждает о методах и формах стратегического сотрудничества разных ветвей христианства. Хочу заметить лишь то, что разногласия у католиков, православных и протестантов, при всей их смехотворности, очень велики.