Материя и смысл жизни человека

 

Понятие и структура материи

 

Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания человека, включающей все, что доступно человеку с помощью органов чувств, приборов и устройств, мышления, а также все, что недоступно человеку в настоящее время, но может стать доступным в будущем, и все, что никогда не станет доступным человеку (полное познание бесконечного материального мира невозможно).

Таким образом, понятие "материя" охватывает все, в том числе и сферу духовную, как проявление психики человека. Сознание - это материальный процесс, обусловленный работой материального объекта – мозга, и оно не может быть вне материального мира. Образы, которые возникают в сознании человека - это не нечто нематериальное, а, вполне реальное отражение работы материального мозга, что легко доказуемо: эти образы можно изменять, воздействуя на мозг внешними раздражителями, тоже материальными.

Искусственное разделение мира на материальную и нематериальную (идеальную, духовную, трансцендентную) составляющие не имеет под собой никакого основания и может объясняться только слабостью научного познания мира в ту эпоху, когда закладывались основы идеализма. Как известно, и объективные, и субъективные идеалисты предполагают существование нематериального (идеального) мира, который отличен от материального. Однако, еще никто в мире, за все существование человечества, не смог доказать, даже косвенно, существование идеального мира, существующего вне материального, не говоря уже о каких-то фактах.

В настоящее время, одним из доводов существования идеального, нематериального мира является утверждение, что образы, возникающие у человека, нельзя потрогать руками, а значит они нематериальные. Данное утверждение можно легко опровергнуть. Действительно, что мы видим, например, на экране монитора, когда играем в компьютерную игру или смотрим 3D-фильм? Материальную или идеальную природу имеют образы, возникающие на экране? Ответ однозначный – материальную, так как любой образ – это совокупность пикселей, которые и образуют изображение. Но ведь в действительности, то, что может быть на экране, вовсе не обязательно существует в реальном мире. Был даже введен специальный термин «виртуальный» мир, чтобы отделить искусственный мир от реального. Но ведь никто не говорит, что виртуальный мир – это трансцендентный, нематериальный мир. Почему же образы, которые возникают в материальном мозгу человека, нужно считать чем-то запредельным от материи?

Итак, существование материи является фактом, который не нуждается в доказательстве (хотя можно привести и бесчисленное множество доказательств), потому что человек живет в материальном мире. Все идеалистические точки зрения, базирующиеся на предположении, что существует надматериальный мир, являются только предположениями и не имеют абсолютно никаких доказательств. С таким же успехом можно предполагать, что сознание – это бульонный кубик. Фактом является то, что в мире нет ничего такого, о чем можно было бы сказать, что оно нематериально. Понятия «идеальный», «духовный» можно понимать только как обозначение каких-то отдельных объектов или процессов в материальном мире, имеющих свои специфические признаки и свойства. Не более того.

Очень часто, даже в научной литературе, проскальзывают совершенно безграмотные фразы типа «материя – это вещество…», в соответствии с которыми материальное воспринимается только как вещественное, т. е. которое можно потрогать руками и увидеть. Могу лишь напомнить, что в физике и философии различают два вида материи: вещество и поле. Причем последнее нельзя просто так увидеть и потрогать. Материализм допускает существование и других видов материи, неизвестных современной науке.

В научной литературе приводится много различных классификаций материи. Обобщая их, создадим свою классификацию, которую и будем в дальнейшем использовать.

Нет сомнения в том, что материальный мир находится в постоянном движении и развитии. В соответствии с этим, материю можно разбить на 3 уровня:

1.    Неживая материя (вещество, поле и т. д.);

2.    Живая материя (растения, животные и т. д.);

3.    Разумная материя (человек, искусственный разум, государство и т. п.).

Все эти уровни взаимосвязаны, но имеют свои особенности и отличия. Во времени, происходит постоянный переход материи с одного уровня на другой: усложняясь, материя переходит с низшего уровня на более высокий, распадаясь (упрощаясь) материя опускается на более низкий уровень.

Разумная материя, в свою очередь, делится на:

1.    Индивидуальный разум;

2.    «Распределенный» разум.

Для того чтобы не было разночтения понятия «разум», дадим его определение. В разных источниках даются несколько различающиеся определения.

Разум (синоним: сознание) - в обыденном представлении разумное существо. Это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение.

Разум – это философская категория, характеризующая способность синтезирующей творческой деятельности, высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.

Беря за основу различные трактовки разума, будем понимать под ним следующее:

Разум – это материальная высокоорганизованная самообучающаяся система, способная выделять себя из окружающего мира и осознанно перерабатывать как внешнюю, так и внутреннюю информацию.

В соответствии с данным определением:

Человек (или какое-то другое разумное существо, не обязательно земное) – это индивидуальный разум, единица разумной материи.

Система, состоящая из совокупности индивидуальных разумов, (группа, коллектив, государство и т. п.) – это распределенный разум.

Таким образом, распределенный разум – это более высокий уровень организации разумной материи.

Во многих определениях «сознание» отождествляют с разумом, что, на мой взгляд, не совсем корректно. Вообще говоря, понятие «сознание» на сегодняшний день очень расплывчатое, поэтому необходимо более точное его определение:

Сознание – это свойство разума выделять себя из окружающего мира и осознанно обрабатывать как внешнюю, так и внутреннюю информацию.

Сознание представляет собой совокупность психофизиологических процессов, протекающих в головном мозге (применительно к человеку) и не может существовать независимо от материального носителя (мозга).

Таким образом, под разумом будем понимать мыслящего субъекта, а под сознанием – свойство этого субъекта.

Атрибутами материи, всеобщими формами ее бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Универсальными свойствами материи являются:

1.    несотворимость и неуничтожимость;

2.    вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;

3.    материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие;

4.    детерминированность всех явлений;

5.    неповторимость.

Рассмотрим более подробно каждое из свойств.

Несотворимость и неуничтожимость материи означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил. Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.

Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.

Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) – это тоже движение.

Детерминированность (причинность) - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.

Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная. Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

Парадокс бесконечной материи: Материя – это система систем. В материальном мире нет места случайности. Любое событие можно предсказать, если учесть все процессы, способствующие появлению этого события. Но учесть бесчисленное множество процессов невозможно, поэтому и предсказать какое-то событие можно лишь с определенной долей вероятности.

Как известно, основной вопрос философии заключается в том, что первично: сознание или материя? Идеалисты считают первичным сознание, отождествляя его с разумом, ( в религии – это бог), материалисты – материю, т.е. объективный мир. С идеалистической точки зрения, все что существует в мире – это продукт деятельности сверхразума (бога). Материалисты утверждают, что разум может быть только продуктом деятельности материи и без нее существовать не может. Причем и идеалисты, и материалисты считают, что либо бог, либо материя существуют вечно. Эти две точки зрения возникли в древности и до сих пор находятся в антагонистическом противоречии.

Точка зрения материалистов понятна и вытекает из самой жизни: мы живем в материальном мире (этого не отрицают и богословы).

Что касается идеализма (религии), то сознание, оторванное от всего и существующее самостоятельно – это просто плод фантазии и отрицание фактов. Если исходить из определения Разума, данного выше, то говорить о нем как о сознании – неправильно. Разум – это сам мыслящий субъект, а сознание – свойство этого субъекта. Разум – это материя и существовать вне себя не может. Сознание как свойство Разума тоже существовать не может вне Разума, так как является его свойством. Таким образом, понятие Бог как оно дается идеалистами и тем более в религии, в принципе, является материалистическим: достаточно посмотреть на определения этого понятия. О Боге можно лишь говорить как о Разуме, стоящем на более высокой ступени чем, скажем, человек. Но в этом случае – это уже не индивидуальный Разум, а распределенный.

Так как материя бесконечна, то никакой Сверхразум не может охватить ее всю: любая сколь угодно большая материальная система ограничена в пространстве и времени и не может охватить бесконечность.

 

Индивидуальный и распределенный разум

(Закон сохранения разума)

Человек – это высокоорганизованная (разумная) материя. Другими словами, человек – это разновидность Разума, сформировавшегося на Земле. Как и любой материальный объект, человек состоит из вещества, обладает энергией и может обрабатывать информацию. В отличие от 1 и 2 уровня развития материи человек выделяет себя из всего материального мира, как говорят, обладает своим «Я».

Возникновение и исчезновение «Я» неразрывно связано с возникновением и разрушением Разума. Являясь частью сознания, «Я» возникает на определенном этапе развития системы (Разума) и в дальнейшем развивается вместе с развитием сознания. В пределах одного Разума, «Я» может как исчезать, так и появляться вновь. При этом может происходить изменение содержания «Я». Однако данное «Я», как свойство конкретного Разума, привязано к последнему и не может возникнуть в другом месте (в другом Разуме). Сколько существует Разумов, столько же существует и индивидуальных «Я». Исходя из вышесказанного, можно считать, что разумная материя – это совокупность Разумов, т. е. совокупность отдельных «Я».

Базой, фундаментом «Я» является память. «Я» - это, по сути, самоидентификация данной системы (Разума). Пока система существует, все, что находится вне системы является по отношению к ней внешней средой, в том числе и другие Разумы. Являясь свойством Разума, «Я» при разрушении системы исчезает. Если системы нет, то нет и ничего внешнего по отношению к ней. Следовательно любой возникший новый Разум становится тем, к которому все другие будут внешними. Другими словами, после смерти конкретного человека (распада конкретной системы) любая появившаяся новая система (Разум), может оказаться той, «Я» которой и будет будущим «Я» конкретного человека. Таким образом, происходит постоянная смена конкретных «Я» (не только человека), в результате которой Разум, как бы трансформируется и проживает бесчисленное множество жизней.

Внешне моя теория похожа на теорию реинкарнации, однако, в предлагаемой мной теории нет религиозного понятия «душа» человека и нет никаких переселений душ. Тем не менее, согласно рассматриваемой теории, Разум, как частица разумной материи, не исчезает бесследно, а лишь постоянно трансформируется из одного в другой. При этом, Разум может «переродиться» только в другой Разум (не в растение или животное) и только после распада системы.

Исходя из приведенной теории, становится понятным и смысл жизни человека: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОМФОРТНОГО ПРОЖИВАНИЯ ВСЕХ БУДУЩИХ РАЗУМОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВАШИМ.

Здесь необходимо небольшое пояснение. Человек – это одна из разновидностей Разума, существующая на Земле. В материальном мире существует бесчисленное множество Разумов, похожих и совсем не похожих на человека. Тем не менее всех их объединяет главное свойство - Сознание. Таким образом, если человек умирает, это не означает, что его будущий Разум обязательно окажется снова на Земле. Он может возникнуть и в другом месте мироздания, но вероятность, что Разум возникнет на Земле существует и равна вероятности появления Разума в любой другой точке материального мира.

Исходя из теории, которую я назвал «Закон сохранения разума» вытекают следующие следствия:

·       Золотое правило нравственности: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.» Несправедливость и зло, создаваемые человеком, могут ударить по его будущему Разуму или по Разумам его близких.

·       Необходимо создавать такие условия проживания, чтобы любой Разум, появившийся на Земле (или в другом месте мироздания), чувствовал комфорт и внимание окружающих.

·       На место национальным интересам должны прийти общечеловеческие. Глобализация – это не зло, а закон развития разумной материи.

·       Без освоения космоса у человечества нет будущего и чем быстрее оно это осознает, тем больше шансов спасти нашу цивилизацию.

Хотел бы отметить, что высказывания некоторых людей о том, что они помнят кем были в прошлом – это сознательный обман или психическое расстройство, так как прошлая система (Разум) никак не связана с будущей. Другими словами, «Ваш» будущий Разум строится из совершенно новых элементов и, тем более, новая система имеет свои новые индивидуальные свойства. Однако ощущение, что это ваше «Я» (не прошлое, а новое) возникает вновь.

Исходя из вышесказанного, можно сделать интересный вывод: физически человек никогда не сможет преодолеть границы нашего мира (нашего измерения), однако новый Разум может появиться где угодно, в каком угодно измерении, т. е. индивидуальное «Я», перерождаясь, может «перемещаться» в любую точку мироздания. Если говорить образно, конкретный человек может после смерти появиться в совершенно другом мире, в виде другого Разума.

Иерархичность структуры материи на сегодняшний день общепризнана. Это подтверждают многие факты. Развитие материи от простых форм к более сложным тоже факт.

Если рассмотреть развитие разумной материи, то можно увидеть, что и здесь присутствует иерархия. В любой системе существует та мельчайшая структура, которую называют структурной единицей системы. В нашем мире структурной единицей разумной материи является индивидуальный Разум (индивидуальное «Я»). Из структурных единиц строятся более сложные системы – коллектив, государство, мировое сообщество и т. д.

В отличие от индивидуального Разума,  коллектив, государство и т. д. – это распределенные Разумы. Распределенный Разум имеет более сложную структуру и обладает более высоким интеллектуальным потенциалом чем индивидуальный Разум.

Несколько слов об искусственном Разуме. Я уверен, что на третий уровень развития материя может перейти не только со второго (живая материя), но и сразу с 1 уровня. Исходя из определения Разума, как системы способной выделять себя из окружающей мира, т. е. иметь свое «Я», вытекает, что «Искусственный разум», если он будет создан, не являясь живым организмом, сможет обладать своим «Я». В данном случае речь идет об индивидуальном Разуме, т. е. присущем какому-то отдельному субъекту.

 

 

Главная

Hosted by uCoz